Речные теплоходы

 

Речные теплоходы

Первые речные теплоходы (типа «Родина», «Октябрьская революция») строились по проектам ЦТКБ, а последующие речные теплоходы - по проектам зарубежных фирм, но с участием специалистов бюро. Отметим, что эти же принципы взаимолейстия ЦТКБ и зарубежных фирм использовались и при создании других типов речных теплоходов, строившихся для российского речного флота.

Речные теплоходы (типа «Валериан Куйбышев», «Дмитрий Фурманов», «Сергей Есенин» и др.) хорошо известны - и пользовались колоссальной популярностью у туристов. В последние годы значительная часть речных теплоходов по прямому назначению не используется в связи с падением платежеспособности населения. Объясняется это тем, что класс всех речных теплоходов (классы «О» и «М» Речного Регистра) допускает их эксплуатацию лишь на внутренних водных путях и использование ограничивается летним периодом, зимой же все суда простаивают. Выходом из этой ситуации могло бы стать создание речных теплоходов качественно нового типа - пассажирских речных теплоходов смешанного плавания класса «Н-СП» Морского Регистра судоходства. Расширение линий эксплуатации, выход в осенне-зимний период в морские районы с благоприятными климатическими условиями позволили бы увеличить период эксплуатации таких судов.

Проработки по речным теплоходам смешанного плавания были выполнены в ЦТКБ (главный конструктор А. Тер-Акопов) еще в начале 80-х годов, однако эти предложения поддержки не нашли. С позиций сегодняшнего дня представляется очевидным, что продолжение строительства традиционных речных теплоходов было ошибкой. Во всяком случае, следует ожидать, что в грядущий период экономического подъема развитие туристского флота пойдет по пути создания речных теплоходов смешанного плавания.

Вторая группа речных теплоходов представлена скоростными судами для перевозки деловых пассажиров (СПК, суда на воздушной подушке, традиционные глиссирующие суда и суда с воздушной каверной на днище). Основная масса судов этой группы была построена по проектам КБ бывшего Минсудпрома. Здесь уместно напомнить, что первое отечественное пассажирское судно на воздушной подушке «Нева» было построено в 1962 г. по проекту ЦТКБ (главный конструктор В. Липинский).

Очень большой серией строились речные теплоходы - полуглиссирующие суда типа «Заря».
Последние разработки АО «ИЦС» в этой области - скоростные речной и морской катамараны - остались пока невостребованными. Безусловно, в силу объективной необходимости скоростные суда в перспективе найдут дальнейшее развитие.

Прогулочно-экскурсионные речные теплоходы и речные теплоходы внутригородских и пригородных линий представляют третью традиционную группу пассажирского флота. Подавляющая часть отечественных речных теплоходов в этой группы построена по проектам ЦТКБ. Это хорошо известные построенные большими сериями речные теплоходы типа «ОМ», «Нева», «Москва», «Фонтанка», «Московский» и др.

В последние годы проектирование новых судов не велось, однако появились заказы на модернизацию существующих либо строящихся прогулочно-экскурсионных судов с приданием им новых функций - комфортабельных судов для проведения кратковременных круизов для небольшого числа пассажиров, а также конференций, совещаний и т. п. Суда оборудуются каютами со спальными местами, рестораном (конференц-залом), баром, салоном для отдыха и развлечений, сауной. Ряд таких проектов уже реализован на базе речных теплоходов типа «ОМ», «Москва»,. «Московский».

24.04.2014